
Как бы активно ни развивалась в России сеть автомобильных дорог, а без высокопроходимого транспорта обходиться мы сможем еще очень нескоро. Это, прежде всего, связано с географическими особенностями нашей огромной страны.Так уж распорядилась природа, что наиболее богатые запасы полезных ископаемых расположены именно в труднодоступных местах, куда можно добраться либо на вертолетах, либо на вездеходах. На «вертушках», понятно, быстрее, но очень дорого, а практика последних лет доказывает, что еще и небезопасно. Остается наиболее испытанное средство вездеход. Но какой? На первый взгляд, проблемы по выбору техники не существует. Производители и продавцы предлагают достаточно широкую гамму моделей машин, обладающих высокой проходимостью. Однако у них есть одна общая «ахиллесова пята»: фактически все они представляют собой модели военных транспортных средств, переделанные для народнохозяйственных нужд. Сегодня одно из предприятие в России ОАО «Курганский машиностроительный завод» выпускает модели гусеничных вездеходов ТМ-130 , изначально спроектированных как сугубо гражданская продукция. И это выгодно отличает курганские машины от подобной продукции других производителей и, прежде всего, от конверсионных вездеходов, у которых, пожалуй, есть только одно преимущество относительно низкая цена. Конечно, фактор цены при выборе продукции играет немаловажную роль, но не зря говорится: «Скупой платит дважды». Очень часто сиюминутная выгода оборачивается большими потерями. Лучшее тому подтверждение история, случившаяся с одной из частных российских нефтяных компаний, осваивающей небольшой сегмент Обской губы. «Мы в 2004 году по дешевке купили пять конверсионных вездеходов, рассказывает главный механик компании. И поплатились за это. Выяснилось, что на них невозможно совершать дальние поездки на 1-1,5 тысячи километров, так как они не приспособлены для этого. Машины часто выходили из строя, а ремонт их в полевых условиях, особенно зимой, из-за особенностей конструкции и компоновки узлов и деталей оказался делом почти невозможным. Но самым неприятным было то, что машины даже после усовершенствования оказались непригодными для длительной эксплуатации: водители постоянно жаловались на излишний шум моторов, сильную вибрацию, загазованность в кабине и так далее. Дело дошло даже до того, что они отказывались работать на них люди просто не выдерживали. Начались простои, перебои в доставке грузов и вахтовых бригад. Пошли потери В итоге мы пришли к выбору курганских машин ТМ-130».Известно, что Россия производит неплохую военную технику, которая пользуется хорошим спросом в мире. Однакоэто вовсе не значит, что она, даже пройдя стадию конверсии, сможет так же успешно выполнять гражданские задачи, как и боевые. Дело в том, что требования, предъявляемые к военной и гражданской технике, существенно разнятся. Боевые машины не рассчитаны на длительную эксплуатацию, их моторесурс ограничен, а об эргономичности кабины и уровне комфорта для водителей механиков и говорить не приходится. Иное дело курганские вездеходы. Вот какие впечатления оставила машины у журналиста «Авторевю» К.Сорокина ( ), проехавшего в кабине вездехода ТМ -130 с испытателями тысячи километров по ледяным торосам Карского моря: «Курганский вездеход внушает удивительное чувство уверенности... По укатанным снежным дорогам машина уверенно бежит на четвертой передаче, набирая на прямых участках до 50 км/ч. Простота управления вездеходом поразила меня еще год назад, во время поездки в Курган (см. АР 22, 2004): рогатый штурвал мало чем отличается от традиционной автомобильной «баранки», передачи переключаются кнопками по секвентальному алгоритму, а гидромеханическая трансмиссия сама подстраивается под условия движения. Если сопротивление качению гусениц невелико, полуавтомат блокирует гидравлику и включает жесткую связь экономится топливо и снижаются потери энергии. Изменились условия? Легкий толчок и сигнальная лампочка извещает о том, что трансмиссия «распустила» гидротрансформатор». Достоинства гусеничного вездехода ТМ-130Действительно, последние модели курганских гусеничных вездеходов ТМ-130 «напичканы» множеством «хитроумных» механизмов, которые значительно облегчают труд водителей и делают условия их работы более комфортабельными. Конструкторы при разработке новых моделей применили так называемый модульный принцип компоновки узлов и механизмов. По сути дела, вездеходы ТМ -130 представляют собой трехобъемную машину. Первый объем это кабина и отделение гидравлики. Кабина установлена на четырех точках, что позволяет максимально «гасить» вибрацию и толчки при движении по пересеченной местности. Уровень комфорта в кабине и условия работы водителя отвечают самым строгим санитарным требованиям. Простота и легкость в управлении позволяют водителю сохранять длительную работоспособность, что очень важно в условиях Крайнего Севера. Кабина вездехода ТМ-130 оборудована эффективной системой вентиляции и отопления. В процессе эксплуатации машины отфильтрованный горячий воздух в кабину поступает из двигательного отсека (не путать с выхлопными газами!), а во время стоянки тепло обеспечивается автономной системой отопления. В зависимости от модели кабины вездеходов оборудованы несколькими спальными местами, что позволяет экипажу жить в автономном режиме больше недели. Не смотря на компактность спальных и рабочих мест в кабине, у экипажа благодаря высокому уровню комфорта и эргономичности не создается тягостного впечатления замкнутости пространства, что очень важно для сохранения стабильного психологического климата в условиях длительной эксплуатации машины в автономном режиме.Второй объем составляют корпус вездехода и моторно-трансмиссионное отделение. Характерной особенностью гусеничного вездехода ТМ-130 является удобный доступ к двигателям. Бывалые водители вездеходов знают, какие неудобства могут доставлять регламентные работы с двигателем. Главная трудность заключается в том, что очень сложно добраться до узлов и деталей двигателя. Курганские конструкторы учли и это при создании своих вездеходов. Если возникнет необходимость осмотра или ремонта двигателя, водитель может свободно попасть внутрь моторного отсека через любой из двух люков, расположенных по обе стороны машины. Чтобы защитить себя от мороза, он может закрыть за собой люк, включить электрический свет и спокойно приступить к работе. На курганские вездеходы ТМ-130 установлены двигатели с турбонадувом производства Ярославского моторного завода. Их без особого труда можно завести при любом морозе, так они имеют автономный подогреватель. Они надежны и просты в эксплуатации.Еще одно новшество курганских вездеходов свободный доступ к амортизаторам. Обычно при движении вездеходов по сильно заболоченной местности летом на опорные катки наматывается растительность, а зимой на них намерзает лед. Чтобы удалить их, приходится тратить много времени, потому что к каткам ломом или монтировкой добраться очень сложно. В курганских вездеходах совсем по-другому. Дело в том, что передние и задние катки находятся внутри корпуса, что значительно облегчает работу по их очищению от наледи и болотной растительности.Третий модуль это грузовая платформа с крытым тентом. Она оборудована валом отбора мощности. При необходимости ее можно превратить в ремонтную мастерскую, электростанцию, буровую установку или в жилой модуль. В любой мороз в нем поддерживается достаточно приемлемая температура, так как стены утеплены многослойными плитами типа «сэндвич», а также благодаря теплу, что выделяется гидромеханической коробкой передач и планетарным механизмом поворота (они расположены в лодке, под полом транспортной платформы), в кузове поддерживается хороший микроклимат. Буровая установка, закрепленная на платформе, позволяет бурить на глубину до 5 метров, а шнековое бурение до 30 метров. Платформа позволяет транспортировать грузы до трех тонн. Вездеход можно оборудовать фрезерными установками, которые, разрезая вечную мерзлоту, создают хорошие условия для аэрации. Она необходима для обеззараживания почвы при ликвидации последствий аварий на нефтепроводе. Вездеход имеет такой запас плавучести, что даже с грузом легко преодолевает любые водные преграды, встречающиеся в Сибири и
\ \ Гусеничный вездеход ТМ-130.
Гусеничный вездеход ТМ-130.
• ООО "Агромашхолдинг"
• ООО «ЧЕТРА-Комплектующие и запасные части»
• ОАО "ЧЕТРА-Промышленные машины"
Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Гусеничный вездеход ТМ-130
Гусеничный вездеход ТМ-130
Комментариев нет:
Отправить комментарий